Образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №2 г.Лысково Нижегородской области (далее образовательная организация) разработана в соответствии с:
• Федеральным законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г., №286;
• Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 №372.
При разработке основной общеобразовательной программы использованы федеральные рабочие программы учебных предметов.
Также при реализации ООП НОО учтены требования:
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"",
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. №2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Приложением к ООП НОО являются локальные нормативные акты образовательной организации, конкретизирующие и дополняющие основную образовательную программу.
Основная образовательная программа начального общего об¬разования явля¬ется основным документом, определяющим содержание обще¬го образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участ¬никами образовательного процесса.
Целями реализации программы начального общего образования являются:
1. Обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося;
2. Развитие единого образовательного пространства Российской Федерации на основе общих принципов формирования содержания обучения и воспитания, организации образовательного процесса;
3. Организация образовательного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО;
4. Создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
5. Организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП НОО предусматривает решение следующих основных задач:
• Формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно--нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
• Обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимися целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
• Становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
• Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• Достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ);
• Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий, детских объединений, организацию общественно полезной деятельности;
• Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.
В основе разработки основной образовательной программы начального общего образования лежат следующие принципы:
• Принцип учёта ФГОС НОО: программа начального общего образования базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне начального общего образования.
• Принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации ООП НОО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов российской федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
• Принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
• Принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
• Принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего образования, единые подходы между их обучением и развитием на уровнях начального общего и основного общего образования;
• Принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности;
• Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий соответствуют требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждёнными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано министерством юстиции российской федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), с изменениями, внесенными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрирован министерством юстиции российской федерации 9 марта 2023 г., регистрационный №72558), действующими до 1 марта 2027 г.(далее - гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждёнными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано министерством юстиции российской федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее - санитарно-эпидемиологические требования).
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется средней школой №2 г.Лысково самостоятельно, без привлечения сторонних организаций в рамках сетевого взаимодействия.
При реализации образовательной программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Вопросы организации и реализации ООП при помощи дистанционных образовательных технологий и электронного обучения прописаны в соответствующем локальном акте. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ в дистанционной форме является место нахождения ОО независимо от места нахождения обучающихся.
Программа начального общего образования реализуется через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Наиболее адаптивным сроком обучения в начальной школе, установленным в РФ, является 4 года. В исключительных случаях с учётом особых успехов обучающихся, высокого темпа обучаемости или особых условий развития ребёнка возможно сокращение срока обучения в начальной школе. В этом случае обучение осуществляется по индивидуально разработанному учебному плану. ИУП разрабатывается в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При формировании индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения, объём дневной и недельной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий, объём домашних заданий соответствуют требованиям, предусмотренным Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В соответствии с ФГОС НОО, общее число учебных часов не может составлять менее 2954 ч и более 3190 ч. Это связано с необходимостью оберегать обучающихся от перегрузок, утомления, отрицательного влияния обучения на здоровье. Учебным планом средней школы №2 г.Лысково предусмотрено общее число учебных часов – 3039.
В соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации образовательная программа -комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Основная образовательная программа начального общего образования средней школы №2 г.Лысково соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286 и Федеральной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 №372, включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Структура ООП соответствует требованиям ФГОС НОО, включает в себя следующие документы:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования. (Мониторинги, контрольно-измерительные материалы и другие методические материалы вынесены в Приложение к ООП. Возможно обновление Приложений по необходимости в порядке, предусмотренном законодательством)
2. Содержательный раздел
2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей (вынесены в Приложение к ООП)
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
2.3. Рабочая программа воспитания
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
3.2. План внеурочной деятельности
3.3. Календарный учебный график
3.4. Календарный план воспитательной работы
3.5. Характеристика условий реализации программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. (Материально-техническая база, списки педагогических сотрудников, штатное расписание и другие документы, составляющие характеристику условий реализации программы, актуализируются ежегодно перед началом учебного года и являются Приложением к ООП)
Реализация ООП НОО обеспечивает право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Программа разработана и реализуется педагогическим коллективом средней школы №2 г.Лысково. При реализации программы используются педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания. Каждый педагог имеет право на их выбор, а также имеет право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Обучение по образовательной программе реализуется с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий учителя с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Обучение в образовательной организации при реализации данной образовательной программы организовано по 5-дневной учебной неделе.
Общий объем аудиторной нагрузки определяется учебным планом, часы внеурочной деятельности не входят в аудиторную нагрузку. Объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определяется планом внеурочной деятельности.
Создание условий для обеспечения всех вышеперечисленных требований и принципов определяет выбор (предпочтение) средней школой №2 г.Лысково учебно-методического комплекта «Школа России».
УМК «Школа России» состоит из завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников. «Школа России» - это система учебников, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.
Основное направление образования в нашей школе – адаптация обучающихся к жизни в современном обществе на основе общего основного и среднего образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и внеурочной деятельности. Главный акцент в своей деятельности наша школа делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Иными словами, образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно.
Данная программа является рабочей, то есть в нее могут вноситься изменения и дополнения. Изменения вносятся на основании решения педагогического совета, утверждаются приказом директора.