В школе
План мероприятий по проведению в России Года педагога и наставника
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 № 399-р открыть
План состоит из трёх разделов. В первом собрано около 60 общероссийских мероприятий, ключевые цели которых – распространение опыта лучших педагогов и наставников, а также привлечение молодёжи в педагогические профессии. Уже в марте на базе МГУ начнётся всероссийская олимпиада учителей «Педагог – это призвание», которая продлится до октября, а в апреле состоится всероссийский форум молодых учителей «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство». Одним из самых значимых событий этого раздела станет Большая учительская неделя. В сентябре – октябре 2023 года пройдёт подведение итогов всероссийских конкурсов «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Директор года России», «Первый учитель» и других. Кроме того, в рамках недели пройдёт съезд учителей сельских школ и собрание Всероссийского экспертного педагогического совета. Второй раздел плана посвящён 200-летию со дня рождения К.Д.Ушинского. Он насчитывает 16 мероприятий, связанных с изучением научного и общественного наследия великого русского педагога и способствующих популяризации его идей среди нынешнего поколения учителей и наставников. Так, в Москве, Санкт-Петербурге, Тульской и Ярославской областях пройдёт акция «Аллея К.Д.Ушинского», организаторами которой выступят педагогические университеты этих регионов. В третьем разделе плана отражены показатели эффективности проведения мероприятий Года педагога и наставника. Главный из них – рост числа выпускников школ, которые поступают в педагогические вузы. Количество будущих учителей и наставников в 2023/2024 учебном году должно увеличиться на 10% по сравнению с 2022/2023 учебным годом.
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Нижегородской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Распоряжения Губернатора Нижегородской области № 459-р от 24.03.2020 г., приказа министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области № 316-01-63-915/20 от 20.05.2020 г. «О внедрении методологии (Целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную общеобразовательным, дополнительным программам среднего профессионального образования», а также в целях реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Федеральные документы
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» открыть
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися открыть
Региональные документы
РАСПОРЯЖЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 24 марта 2020 г. № 459-р О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования. открыть
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 20.05.2020 № 316-01-63-915/20 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования» открыть
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 04.02.2021 № 316-01-63-190/21 » Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в 2021 году» открыть
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 12.02.2021 № 316-01-63-273/21 «О внесении изменений в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 11.06.2020 №316-01-63-997/20» открыть
Муниципальные документы
Уровня образовательной организации
Положение о программе наставничества (обучающихся) открыть (PDF; 387.82 Кб)
Программа наставничества средней школы №2 г.Лысково (для обучающихся) открыть (PDF; 600.81 Кб)
Рекомендации по реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в образовательных организациях открыть
Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися открыть
Рекомендации по реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, в части информирования педагогического и родительского сообщества о реализации системы наставничества открыть
Алгоритм действий по организации наставничества в образовательном учреждении открыть
Дополнительные материалы для куратора открыть
Материалы для проведения мониторинга и оценки эффективности программы наставничества открыть